ASUS Россия
в социальных сетях:

Создатели иллюзий: будущее фотографов в мире, где техника дошла до совершенства

Техника и «софт» уже сейчас идетально передают реальность.
Нишей фотографов может стать изменение этой реальности


Совершенство современной фототехники, цифровая революция, миниатюризация — все это сделало фотографию всеобщим хобби. Число пользователей одного только Instagram достигает 300 млн — и каждый из них сам себе фотограф. Профессиональные камеры тоже стали куда проще в использовании, и есть теперь немало людей, которые пользуются ими, толком не зная, что такое экспозиция или фокусное расстояние. Дальше — больше. Не приходится сомневаться в том, что все более качественные снимки будут доступны все большему количеству людей. Фотографы перестали быть загадочными колдунами, которые обладают тайным знанием — как устанавливать баланс белого или проявлять пленку. Перед ними сейчас выбор: либо исчезнуть, смешавшись сотнями миллионов «инстаграмщиков», либо вывести фотографию на новый уровень — не столько технический, сколько идеологический.

Конец фотореализма

Долго фотография следовала по пути все большей реалистичности, все более точной передачи картинки, которую видит наш глаз. Технический прогресс сделал это доступным, причем, теперь уже всем. Это как развитие живописи — когда-то ценилась искусная передача того, что видит глаз. Но очень скоро картины, на которых домик и поле, и коровы как живые, приелись, так как реалистичность стала делом техники. А живопись нашла себя во множестве других проявлений — не имеющих ничего общего с реализмом. Похоже, у фотографии тот же путь — и она уже идет в этом направлении.

Все более популярно старение фотографий, нарочитый брак или продуманная небрежность, изменение цветов или фотографии заведомо неприятные, отталкивающие и бьющие по нервам. И, конечно, фотографии постановочные, причем подчеркнуто и кричаще постановочные — нескромные как все современное искусство. Даже в таких непоколебимых, казалось бы, оплотах реалистичности как всемирный конкурс World Press Photo в тех номинациях, где не рассматривается собственно репортажная фотография, побеждают фото, далекие от реализма. Ладно еще речь о портрете — там фотографы давно ищут какой-то свой художественный язык. Но даже в категории Daily Life уже побеждают фотографии, больше похожие на инсталляции. Чем дальше, тем больше фотохудожники будут уходить в абстракцию — вслед за живописцами.

Возвращение к истокам

Глядя на засилье качественных до неприличия фотоснимков, фотографы с ностальгией смотрят в те времена, когда фото было волшебством, а съемка — сложным процессом, в котором никогда нельзя было угадать результат до того, как проявишь пленку или фотопластину. В старых работах есть свое очарование. Причиной его часто является банальное несовершенство техники, но сейчас, глядя на эти работы, понимаешь, что у них свое лицо.

Когда-то фотоаппараты представляли собой большие ящики с кожаной «гармошкой» на одном торце, посреди которой располагалась линза. Эта конструкция кажется теперь громоздкой и нелепой. Но благодаря такой карданной системе можно было смещать объектив относительно оси, по которой в аппарат проникает свет, гибко меняя перспективу. И это давало самые неожиданные результаты. Получались фото, на которых фокусировка происходит не в рамках центрального круга, а по какой-то косой траектории. Люди и предметы при съемке издали кажутся игрушечными — будто части настольной игры. В какой-то момент фотографы поняли, что такое искажение реальности дает больше выразительных инструментов. В результате уже в новое время стали появляться так называемые шифт-объективы, которые отчасти повторяют этот эффект. И чем дальше, тем более популярными они становятся.

Старые методы проявки, вроде бы, умерли. Но в последнее время все больше энтузиастов пытаются их возродить — порой с вовлечением в старый-добрый процесс чего-то нового. К примеру, есть экспериментаторы, которые вместо фотоувеличителя (то есть лампы, которая пропускает свет через пленку, проецируя изображение с нее на фотобумагу) используют смартфон. Экран смартфона полностью заменяет фотоувеличитель благодаря тому, что он светится и несет на себе изображение. Фотобумага воспринимает изображение с экрана — так проявляются фотографии. Широкие возможности самого смартфона позволяют вытворять с изображениями самые разные вещи. И, похоже, чем дальше, тем больше фотографов будут в смеси нынешних технологий и опыта старой несовершенной фотографии искать новый стиль и новый художественный язык.

Живые фотографии

А что же техника? Неужели вся трансформация будет в части художественных приемов и смещения в абстракцию? Действительно, фотография — достаточно консервативное искусство. Фундаментальные ее принципы не меняются уже полтораста лет, а принципиальных технических прорывов не было четверть века — со времен появления цифровой фотографии. Но сейчас уже выходит из зачаточной стадии технология, которая может полностью изменить то, что мы называем фотографией. Практически любой человек, если спросить его, какой может быть фотография будущего, скажет — движущейся. Как в газете Daily Prophet из книг о Гарри Поттере. Но реальность уже обгоняет вымысел. Фото будущего будут живыми, и даже более живыми, чем в книгах Джоан Роулинг.

Lytro — компания, которая выпустила первые серийные образцы так называемых пленоптических камер или камер светового поля. Световое поле — функция, которая описывает количество света, распространяющегося в любом направлении через любую точку пространства. Впервые она была описана Майклом Фрадеем еще в середине XIX века. Но до фотоаппаратов добралась только сейчас. Система линз, распределенная по всей поверхности светочувствительной матрицы, позволяет фиксировать всю информацию о свете в кадре — таким образом, камера запоминает исчерпывающие данные об изображении, а не одно статичное состояние, как все фотокамеры до появления Lytro.

Фотография пленоптической камеры знает все о запечатленной картине. И вы можете заставить ее показать любое состояние картины — так, как будто сами наблюдаете за ней. Можно менять фокус, глубину резкости, даже немного двигать предметы в кадре. Но лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Впервые столкнувшись с возможностями пленоптических камер, смотришь на них как на чудо — картинки не только могут двигаться, как в Daily Prophet, но и двигаться по вашему желанию, меняться, позволяют рассмотреть самые разные детали, изменить сам смысл и облик данной фотографии. С ней творцом становится не только сделавший снимок, но и каждый, кто его рассматривает, потому что любой снимок может быть очень разным.

И если профессиональные фотографы будут стараться обособиться от остальных, то технологии будут по-прежнему объединять всех в любви к фото и делать фотографами всех вокруг — не только тех, кто «щелкает» на смартфон, но и тех, кто просто разглядывает фотографии.

ASUS Fonepad 8
FE380CG/FE380CXG
Всегда на связи!
Идеальное сочетание планшета и смартфона
– Высокий уровень производительности
– Голосовые вызовы и мобильный интернет 3G
– Фронтальные стереодинамики ASUS SonicMaster
– Высококачественный IPS дисплей
Цена от 7 990 руб.
На базе процессора
Intel® AtomTM
Intel, логотип Intel, Intel Atom и Intel Atom Inside являются товарными знаками корпорации Intel в США и/или других странах.
ASUS Россия
в социальных сетях: